Суббота, 18.05.2024, 16:45Приветствую Вас Гость | RSS
Настоящая религия
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Мини-чат

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28

Главная » 2008 » Декабрь » 20 » ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
20:29

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XXI ВЕКА В МУСУЛЬМАНСКИХ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТАХ

[ актуальные / 519 раз(а) просмотрено ]     

 

  

 

Человечество вступило в XXI век, который можно смело назвать решающим в истории нашей цивилизации. Наряду с многочисленными достижениями прошлого столетия, мы принесли с собой в новый век целый пакет проблем, которые необходимо разрешить. И если прежде людям приходилось разрешать локальные конфликты и проблемы, то сегодня они сталкиваются с глобальными проблемами, которые затрагивают все человечество и для разрешения которых требуется участие всех народов мира. Вот почему сегодня ведущие мировые политики не перестают повторять такие слова, как "глобализация", "дезинтеграция" и "экологическая и социальная катастрофы". Еще в начале лета 1989 года в повестке дня совещания глав "большой семерки" появились такие вопросы, как проблемы окружающей среды и климатическая катастрофа. И ответы на эти вопросы люди смогут найти только в том случае, если они будут рассматривать их в глобальном масштабе. Выступая перед главами государств на саммите Тысячелетия 7 сентября 2000 года, президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев сказал: «Основной тенденцией мирового развития на нынешней стадии является глобализация. Перспективы этого сложного и совершенно неоднозначного процесса заставляют задуматься всех нас».

Глобализация не только открывает перед обществом огромные возможности, обеспечивающие высочайшую производительность труда, и создает все необходимые условия для переоснащения производства на базе новейших технологий и развития современных быстродействующих систем коммуникаций и средств связи, способствующих формированию единой мировой рыночной системы. Это детище научно-технического прогресса выявляет на свет острые проблемы современного мирового рынка, ухудшает благосостояние социально незащищенных слоев населения и пагубно сказывается на экологической среде обитания человека. А давление глобальной конкуренции не позволяет многим политикам и монополистам правильно оценивать опасность ухудшения экологического здоровья планеты в будущем.

Но несмотря на очевидное отрицательное влияние глобализации на некоторые стороны нашей жизни, этот процесс является неизбежным для современного общества, и поэтому он нашел свое отражение в мусульманских священных преданиях, дошедших до нас от Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Существует множество хадисов, в которых Пророк Ислама предсказал перспективы развития человеческого общества и некоторые из проблем, с которыми ему придется столкнуться. Сегодня мы являемся свидетелями правдивости его пророческих предсказаний, связанных с экологическими и социальными потрясениями, которые переживает человечество, и эти священные тексты не только заставляют нас задуматься над причинами возникновения этих глобальных проблем, но и указывают нам на самые эффективные способы их разрешения, предложенные Пророком Мухаммадом – человеком, которого американский историк, математик и астроном Майкл Харт обоснованно назвал величайшей личностью в истории.

Но какие проблемы мы должны считать глобальными? Для того, чтобы не путать общественные, национальные и региональные проблемы с глобальными, мы должны определить критерии, по которым можно судить о глобальности проблемы. Во-первых, эти проблемы должны касаться жизненных интересов всего человечества и каждой личности в отдельности. Во-вторых, они должны быть острыми и актуальными и должны выступать как объективный фактор существования современной цивилизации. В-третьих, они должны объединять в себе социальные и природные явления и отражать общественно-природные и биосоциальные отношения. В-четвертых, они должны затрагивать интересы всех стран и народов. Здесь необходимо отметить, что только в совокупности эти критерии указывают на глобальность проблемы, поскольку каждый из них в отдельности не может быть решающим фактором, хотя между учеными по этому поводу существуют определенные разногласия.

Оценка этих критериев позволяет ясно понять, что пренебрежение глобальными проблемами может привести к непоправимым последствиям, которые скажутся на существовании человечества в целом и отдельных людей в частности. Вот почему Пророк Мухаммад, принесший человечеству мировую религию, предупреждал о возникновении подобных проблем, указывал на их причины, подчеркивал обстоятельства, при которых они будут наиболее выраженны, и разъяснял, как люди могут избежать и разрешить их.

Одним из общественных явлений, которое описывается в древних мусульманских преданиях и объективно отражает процесс глобализации по всему миру, является урбанизация. Человечество уже давно вступило в эпоху городов, однако после середины XX столетия люди стали отдавать все большее предпочтение так называемым "конурбациям" – большим городам с пригородами. По мнению редактора журнала "Шпигель", вскоре после наступления третьего тысячелетия в мире будет порядка тридцати космополитических конурбаций с населением от 8 до 25 миллионов человек каждая, связанных между собой плотной паутиной электронных сетей, цифровыми спутниковыми телефонами и аэропортами с высокой пропускной способностью. Неотъемлемой частью этих мегаполисов, конечно же, будут небоскребы, которые уже сейчас украшают не только Нью-Йорк, Чикаго, Лондон и Москву. Азиатские города вступили в глобальную конкуренцию за роли, которые прежде были распределены только между городами Европы и Америки, и небоскребы стали тем самым символом процветания и благополучия, которым отведена роль привлекать новых коммерсантов и бизнесменов. И в подтверждение этого можно привести тот факт, что с 1996 года высочайшее здание в мире украшает улицы столицы Малайзии Куала-Лумпур. Это состязание в строительстве высотных зданий было предсказано Пророком Ислама еще в VII веке. В длинном хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари в "ас-Сахихе" сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Судный час не наступит до тех пор, ... пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов». А в другом известном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится, что «босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов».

Из всего сказанного следует, что в древних мусульманских преданиях содержатся указания на то, что люди станут поселяться в высоких домах, что именно высокие дома будут символом благополучия и процветания и что между различными регионами возникнут глобальные экономические и культурные связи, которые позволят некогда бедным и необразованным народам в течение короткого промежутка времени воспользоваться сокрытым в их владениях богатством, разбогатеть и использовать интелектуальные ресурсы других народов для строительства своих собственных высоких зданий. Человечество стало свидетельством подобной экономической революции, когда в экономически отсталых арабских странах, жители которых занимались преимущественно скотоводством, были найдены крупнейшие в мире залежи нефти.

Теперь перейдем к другому мусульманскому преданию, которое самым тесным образом связано с глобализацией. В хадисе, переданном имамом Ахмадом в "аль-Муснаде", сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк Мухаммад сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки».

Мусульманские богословы отмечают, что это предсказание имеет несколько толкований. Во-первых, рынки сближаются благодаря тому, что люди на разных континентах быстро узнают о повышении или понижении цен на товары. Во-вторых, коммерсанты и бизнесмены быстро доставляют свои товары с одного рынка на другой даже несмотря на значительные расстояния. В-третьих, различия в ценах на товары не велики даже в разных частях света, тогда как в прошлом этого не могли позволить себе даже крупнейшие торговцы.

Все это происходит сегодня благодаря существованию глобальной системы коммуникаций и средств связи и формированию мировой рыночной системы. Более 500 действующих спутников вращаются вокруг земного шара, переправляя огромные потоки информации из одной части света в другую. Более ста миллионов человек имеют постоянный доступ к Интернету, и к ним каждую неделю присоединяется еще по полмиллиона, и, как сказал редактор немецкого журнала "Шпигель", лондонскому биржевому маклеру ближе его коллеги в Гонконге, чем управляющий банком в Саутгемптоне.

В другом хадисе, переданном имамом Ахмадом в "аль-Муснаде" и ат-Тирмизи в "ас-Сунане" сообщается, что Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени тления головни».

Известные знатоки мусульманского богословия прошлого столетия ас-Сейид Сабик и Хамуд ат-Тувейджри считали, что в этих словах содержится указание на появление средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди теперь могут передавать информацию из одной точки мира в другую и преодолевать огромные расстояния за незначительный срок.

Безусловно, здесь нельзя не упомянуть об автомобиле, который уже давно перестал быть роскошью и стал самым распространенным современным средством передвижения. Автомобиль вытеснил все другие транспортные средства на большей части земного шара. По словам вашингтонского эксперта по транспорту Одил Тунали, «сегодня даже в Китае на велосипед смотрят как на признак отсталости». Ведущие автомобильные концерны Америки, Японии и Европы ведут за китайский авторынок борьбу, напоминающую золотую лихорадку. Индия, Индонезия и Таиланд лишь не много уступают Китаю в этом показателе. «Скоро азиатский рынок, доведя объем продаж до 20 миллионов автомобилей в год, достигнет размера европейского и североамериканского рынков, вместе взятых», – считает Такахиро Фудзимото, эксперт по автомобильной промышленности в Токийском университете. Быстрые темпы развития автомобилестроения также отмечаются экспертами в странах Восточной Европы и Латинской Америки.

Это явление нашло отражение в хадисе Абдуллаха ибн Амра, переданном имамом Ахмадом в "аль-Муснаде", в котором сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Перед Концом света среди моих последователей появятся люди, которые будут ехать верхом на седлах, чем-то похожих на ваши большие седла, обтянутые кожей. Они будут останавливаться у дверей мечетей...». Мусульманские богословы считают, что в этом предании речь идет об автомобилях, которые займут в повседневной жизни людей настолько прочное место, что они будут ездить на них даже в мечети, которые в большинстве мусульманских стран находятся почти в каждом квартале.

Однако появление "островов" глобальной экономики с бурно развивающейся промышленностью, огромным количеством автомобилей и густой сетью новейших коммуникаций сопровождается активным и в то же время пагубным влиянием цивилизации на земную экосистему. Ожидается, что к 2020 году мировое энергопотребление увеличится вдвое по сравнению с 1996 годом, что приведет к увеличению выделения газов, участвующих в парниковом эффекте на 45-90 процентов. По прогнозам специалистов, к 2020 году свой вклад в глобальное загрязнение будут вносить миллиард автомобилей с выбросом выхлопных газов, уже неподвластным никакому контролю. Однако ждать серьезных экологических проблем не приходится. Бури, наводнения и ураганы уже успели стать частью объективной реальности, которая является результатом глобального потепления и изменения климата. И если в 1980-е годы страховым компаниям во всем мире приходилось компенсировать убытки в среднем от пятидесяти природных катастроф, то в середине 1990-х годов эта цифра выросла до 125.

Подобные экологические проблемы также упоминаются в древних мусульманских преданиях. В хадисе Абу Хурейры, переданном имамом Ахмадом в "аль-Муснаде", сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока не начнутся проливные дожди, от которых люди не могут укрыться в глиняных домах». В преданиях также отмечается, что эти изменения климата будут носить глобальный характер. В хадисе Анаса ибн Малика, переданном Ахмадом, Абу Йалой и аль-Баззаром, сообщается, что Пророк Ислама сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не начнутся повсеместные дожди, из-за которых на земле исчезнет растительность». И хотя мировое сообщество уже успело столкнуться с первыми предпосылками глобального продовольственного кризиса в 1996 году, когда зернохранилища по всему миру содержали запасы пшеницы, риса, кукурузы и других зерновых всего на сорок девять дней, мы не можем сказать, что грозное пророческое предсказание, упомянутое в последнем хадисе, уже сбылось.

Однако, если принять во внимание то, что в различных точках земного шара годовые нормы осадков время от времени выпадают за день, что уровень Мирового океана постоянно повышается, а на высоте около 1500 метров над уровнем моря в Альпах зимой не остается лежать снег, то можно не без основания предположить, что многие прибрежные города в недалеком будущем могут превратиться в "венеции". А если учесть то, с каким усердием развивающиеся страны жертвуют своими высокопродуктивными почвами, отводя их под строительство заводов, жилых массивов и автострад, то можно сказать, что человечеству действительно угрожает глобальный продовольственный кризис. С 1960-х годов Япония, Южная Корея и Тайвань пожертвовали 40 процентами посевных площадей зерновых культур. В Индонезии только на одном острове Ява уничтожено 20000 гектаров пахотных земель – площадь, способная прокормить 360000 ее жителей. Не отставать от них стремятся и другие развивающиеся страны. А в это время засуха, засоление и загрязнение воздуха продолжают губительно сказываться на плодородности оставшихся пахотных земель. И что после всего сказанного может помешать нам предположить, что в середине этого столетия упомянутое нами пророчество не окажется уже сбывшимся?

Глобальное загрязнение окружающей среды также является одной из проблем, перед которыми человечество поставила научно-техническая революция. Безусловно, фраза "загрязнение окружающей среды" не совсем точно отражает суть проблемы, поскольку "загрязнение" может не иметь каких-либо последствий, если экосистема остается устойчивой и излечивает сама себя. Однако сегодня мы становимся свидетелями изменения экосистемы, которое выражается в повышении уровня воды, солнечной радиации и даже появлении интродукционных организмов, таких как кролики в Австралии. Еще одним результатом глобального загрязнения является появление уродст и прочих врожденных заболеваний. Упоминания об этом также можно найти в мусульманских священных текстах. В хадисе, переданном Ибн Маджой в "ас-Сунане", сообщается, что Сахль ибн Саад рассказывал, что Пророк Мухаммад сказал: «Перед наступлением Конца света участятся провалы, падения и уродства». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Когда же все это произойдет?» Он ответил: «Когда будет много музыкальных инструментов и певиц, и люди сочтут дозволенным употребление вина».

Врачам уже не приходится удивляться появлению на свет уродов и детей с врожденными заболеваниями, но несмотря на это число городов-кошмаров, которыми пугают читателей со страниц газет и журналов, постоянно растет. В качестве примера достаточно привести Нью-Дели, улицы которого днем превращаются в дымовые туннели шириной в три и высотой в сотню метров. Город, который еще в 1970-е годы сравнивали с садом, сегодня назван одним из министров страны «экологической черной дырой Азии», которая «совершенно непригодна для проживания». И поскольку загрязнители являются антропогенным компонентом абиотической среды экосистемы и приводят к ее изменению, то и противодействие этому изменению тоже должно исходить из целенаправленной деятельности человека. А это значит, что человек должен взять на себя часть гомеостатической функции экосистемы, чтобы компенсировать свое воздействие на природу.

Однако в мусульманских преданиях можно встретить указания не только на социально-природные проблемы. Важное место в них отводится всестороннему распространению интерсоциальных проблем. Одной из них являются частые войны, которые в XX веке, несмотря на локальность самих военных действий, стали приобретать глобальный характер, затрагивая интересы всего мирового сообщества. В хадисе Абу Мусы аль-Ашари, переданном имамом Ахмадом в "аль-Муснаде" и Ибн Маджой в "ас-Сунане", сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Перед наступлением Судного дня наступит хардж». Его спросили: «А что такое хардж?» Он сказал: «Убийства». Затем он разъяснил людям характер этих убийств и сказал: «Это не будут сражения с многобожниками. Вы будете убивать друг друга». Люди спросили: «И мы будем в здравом рассудке?» Он ответил: «Большая часть людей того времени будет лишена рассудка, и останется он только у некоторых. Очень многие будут считать, что они правы, хотя в действительности они будут далеки от истины».

В другом хадисе, переданном имамом Муслимом в "ас-Сахихе", сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк Ислама сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа! Конец света не наступит до тех пор, пока не придут времена, когда убийца не будет знать, зачем он совершил убийство, а убитый не будет знать, зачем он был убит». Его спросили: «Как же это произойдет?» Он сказал: «Это будут такие убийства, когда как убийца, так и убитый окажутся в аду».

Статистика военных столкновений в современном обществе является совсем не утешающей. В одном только 1995 году люди могли наблюдать за пятьюдесятью вооруженными конфликтами на разных континентах. Подобные факты не оставляют сомнений в глобальности этой проблемы, которая усугубляется растущим влиянием воинствующего национализма и регионального шовинизма во многих странах.

В древних мусульманских текстах содержатся указания и на другие глобальные процессы, происходящие в современном обществе. Одни из них являются объективными достижениями человечества, а другие представляют собой проблемы, решить которые мировому сообществу предстоит в этом столетии. Социально-природные процессы происходили в мире во все времена, и Пророк Мухаммад лишь предупредил своих последователей о том, что в будущем эти процессы будут носить глобальный характер и будут влиять даже на экологическое здоровье окружающей среды. Вот почему Коран и Сунна призывают задуматься над целостностью и единством планеты и населяющих ее живых существ и обращают внимание на фундаментальные принципы человеческого бытия, подчеркивая ответственность человека за все происходящее на земле.

Просмотров: 1449 | Добавил: religiakz | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Календарь
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright MyCorp © 2006