ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ XXI ВЕКА В МУСУЛЬМАНСКИХ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТАХ
[ актуальные / 519 раз(а)
просмотрено ]
Человечество вступило в XXI век, который можно смело назвать
решающим в истории нашей цивилизации. Наряду с многочисленными достижениями
прошлого столетия, мы принесли с собой в новый век целый пакет проблем, которые
необходимо разрешить. И если прежде людям приходилось разрешать локальные
конфликты и проблемы, то сегодня они сталкиваются с глобальными проблемами,
которые затрагивают все человечество и для разрешения которых требуется участие
всех народов мира. Вот почему сегодня ведущие мировые политики не перестают
повторять такие слова, как "глобализация", "дезинтеграция"
и "экологическая и социальная катастрофы". Еще в начале лета 1989
года в повестке дня совещания глав "большой семерки" появились такие
вопросы, как проблемы окружающей среды и климатическая катастрофа. И ответы на
эти вопросы люди смогут найти только в том случае, если они будут рассматривать
их в глобальном масштабе. Выступая перед главами государств на саммите
Тысячелетия 7 сентября 2000 года, президент Азербайджанской Республики Гейдар
Алиев сказал: «Основной тенденцией мирового развития на нынешней стадии
является глобализация. Перспективы этого сложного и совершенно неоднозначного
процесса заставляют задуматься всех нас».
Глобализация не только открывает перед обществом огромные возможности,
обеспечивающие высочайшую производительность труда, и создает все необходимые
условия для переоснащения производства на базе новейших технологий и развития
современных быстродействующих систем коммуникаций и средств связи,
способствующих формированию единой мировой рыночной системы. Это детище
научно-технического прогресса выявляет на свет острые проблемы современного
мирового рынка, ухудшает благосостояние социально незащищенных слоев населения
и пагубно сказывается на экологической среде обитания человека. А давление
глобальной конкуренции не позволяет многим политикам и монополистам правильно
оценивать опасность ухудшения экологического здоровья планеты в будущем.
Но несмотря на очевидное отрицательное влияние глобализации на некоторые
стороны нашей жизни, этот процесс является неизбежным для современного
общества, и поэтому он нашел свое отражение в мусульманских священных преданиях,
дошедших до нас от Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Существует множество хадисов, в которых Пророк Ислама предсказал перспективы
развития человеческого общества и некоторые из проблем, с которыми ему придется
столкнуться. Сегодня мы являемся свидетелями правдивости его пророческих
предсказаний, связанных с экологическими и социальными потрясениями, которые
переживает человечество, и эти священные тексты не только заставляют нас
задуматься над причинами возникновения этих глобальных проблем, но и указывают
нам на самые эффективные способы их разрешения, предложенные Пророком
Мухаммадом – человеком, которого американский историк, математик и астроном
Майкл Харт обоснованно назвал величайшей личностью в истории.
Но какие проблемы мы должны считать глобальными? Для того, чтобы не путать
общественные, национальные и региональные проблемы с глобальными, мы должны
определить критерии, по которым можно судить о глобальности проблемы.
Во-первых, эти проблемы должны касаться жизненных интересов всего человечества
и каждой личности в отдельности. Во-вторых, они должны быть острыми и
актуальными и должны выступать как объективный фактор существования современной
цивилизации. В-третьих, они должны объединять в себе социальные и природные
явления и отражать общественно-природные и биосоциальные отношения.
В-четвертых, они должны затрагивать интересы всех стран и народов. Здесь
необходимо отметить, что только в совокупности эти критерии указывают на
глобальность проблемы, поскольку каждый из них в отдельности не может быть
решающим фактором, хотя между учеными по этому поводу существуют определенные
разногласия.
Оценка этих критериев позволяет ясно понять, что пренебрежение глобальными
проблемами может привести к непоправимым последствиям, которые скажутся на
существовании человечества в целом и отдельных людей в частности. Вот почему
Пророк Мухаммад, принесший человечеству мировую религию, предупреждал о
возникновении подобных проблем, указывал на их причины, подчеркивал
обстоятельства, при которых они будут наиболее выраженны, и разъяснял, как люди
могут избежать и разрешить их.
Одним из общественных явлений, которое описывается в древних мусульманских
преданиях и объективно отражает процесс глобализации по всему миру, является
урбанизация. Человечество уже давно вступило в эпоху городов, однако после
середины XX столетия люди стали отдавать все большее предпочтение так
называемым "конурбациям" – большим городам с пригородами. По мнению
редактора журнала "Шпигель", вскоре после наступления третьего
тысячелетия в мире будет порядка тридцати космополитических конурбаций с
населением от 8 до 25 миллионов человек каждая, связанных между собой плотной
паутиной электронных сетей, цифровыми спутниковыми телефонами и аэропортами с
высокой пропускной способностью. Неотъемлемой частью этих мегаполисов, конечно
же, будут небоскребы, которые уже сейчас украшают не только Нью-Йорк, Чикаго,
Лондон и Москву. Азиатские города вступили в глобальную конкуренцию за роли,
которые прежде были распределены только между городами Европы и Америки, и
небоскребы стали тем самым символом процветания и благополучия, которым
отведена роль привлекать новых коммерсантов и бизнесменов. И в подтверждение
этого можно привести тот факт, что с 1996 года высочайшее здание в мире украшает
улицы столицы Малайзии Куала-Лумпур. Это состязание в строительстве высотных
зданий было предсказано Пророком Ислама еще в VII веке. В длинном хадисе Абу
Хурейры, переданном аль-Бухари в "ас-Сахихе"
сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Судный час не наступит до тех пор, ...
пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов». А в другом
известном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом,
говорится, что «босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут
соревноваться в постройке высоких домов».
Из всего сказанного следует, что в древних мусульманских преданиях содержатся
указания на то, что люди станут поселяться в высоких домах, что именно высокие
дома будут символом благополучия и процветания и что между различными регионами
возникнут глобальные экономические и культурные связи, которые позволят некогда
бедным и необразованным народам в течение короткого промежутка времени
воспользоваться сокрытым в их владениях богатством, разбогатеть и использовать
интелектуальные ресурсы других народов для строительства своих собственных
высоких зданий. Человечество стало свидетельством подобной экономической
революции, когда в экономически отсталых арабских странах, жители которых
занимались преимущественно скотоводством, были найдены крупнейшие в мире залежи
нефти.
Теперь перейдем к другому мусульманскому преданию, которое самым тесным образом
связано с глобализацией. В хадисе, переданном имамом Ахмадом
в "аль-Муснаде", сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что
Пророк Мухаммад сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появится
смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки».
Мусульманские богословы отмечают, что это предсказание имеет несколько
толкований. Во-первых, рынки сближаются благодаря тому, что люди на разных
континентах быстро узнают о повышении или понижении цен на товары. Во-вторых,
коммерсанты и бизнесмены быстро доставляют свои товары с одного рынка на другой
даже несмотря на значительные расстояния. В-третьих, различия в ценах на товары
не велики даже в разных частях света, тогда как в прошлом этого не могли
позволить себе даже крупнейшие торговцы.
Все это происходит сегодня благодаря существованию глобальной системы
коммуникаций и средств связи и формированию мировой рыночной системы. Более 500
действующих спутников вращаются вокруг земного шара, переправляя огромные
потоки информации из одной части света в другую. Более ста миллионов человек
имеют постоянный доступ к Интернету, и к ним каждую неделю присоединяется еще
по полмиллиона, и, как сказал редактор немецкого журнала "Шпигель",
лондонскому биржевому маклеру ближе его коллеги в Гонконге, чем управляющий
банком в Саутгемптоне.
В другом хадисе, переданном имамом Ахмадом в
"аль-Муснаде" и ат-Тирмизи в "ас-Сунане" сообщается,
что Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный Час не
наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц
будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час
будет подобен времени тления головни».
Известные знатоки мусульманского богословия прошлого столетия ас-Сейид Сабик и
Хамуд ат-Тувейджри считали, что в этих словах содержится указание на появление
средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди теперь
могут передавать информацию из одной точки мира в другую и преодолевать
огромные расстояния за незначительный срок.
Безусловно, здесь нельзя не упомянуть об автомобиле, который уже давно перестал
быть роскошью и стал самым распространенным современным средством передвижения.
Автомобиль вытеснил все другие транспортные средства на большей части земного
шара. По словам вашингтонского эксперта по транспорту Одил Тунали, «сегодня
даже в Китае на велосипед смотрят как на признак отсталости». Ведущие
автомобильные концерны Америки, Японии и Европы ведут за китайский авторынок
борьбу, напоминающую золотую лихорадку. Индия, Индонезия и Таиланд лишь не
много уступают Китаю в этом показателе. «Скоро азиатский рынок, доведя объем
продаж до 20 миллионов автомобилей в год, достигнет размера европейского и
североамериканского рынков, вместе взятых», – считает Такахиро Фудзимото,
эксперт по автомобильной промышленности в Токийском университете. Быстрые темпы
развития автомобилестроения также отмечаются экспертами в странах Восточной
Европы и Латинской Америки.
Это явление нашло отражение в хадисе Абдуллаха ибн Амра, переданном имамом Ахмадом в "аль-Муснаде", в котором
сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Перед Концом света среди моих последователей
появятся люди, которые будут ехать верхом на седлах, чем-то похожих на ваши
большие седла, обтянутые кожей. Они будут останавливаться у дверей мечетей...».
Мусульманские богословы считают, что в этом предании речь идет об автомобилях,
которые займут в повседневной жизни людей настолько прочное место, что они
будут ездить на них даже в мечети, которые в большинстве мусульманских стран
находятся почти в каждом квартале.
Однако появление "островов" глобальной экономики с бурно
развивающейся промышленностью, огромным количеством автомобилей и густой сетью
новейших коммуникаций сопровождается активным и в то же время пагубным влиянием
цивилизации на земную экосистему. Ожидается, что к 2020 году мировое
энергопотребление увеличится вдвое по сравнению с 1996 годом, что приведет к
увеличению выделения газов, участвующих в парниковом эффекте на 45-90
процентов. По прогнозам специалистов, к 2020 году свой вклад в глобальное
загрязнение будут вносить миллиард автомобилей с выбросом выхлопных газов, уже
неподвластным никакому контролю. Однако ждать серьезных экологических проблем
не приходится. Бури, наводнения и ураганы уже успели стать частью объективной
реальности, которая является результатом глобального потепления и изменения
климата. И если в 1980-е годы страховым компаниям во всем мире приходилось
компенсировать убытки в среднем от пятидесяти природных катастроф, то в
середине 1990-х годов эта цифра выросла до 125.
Подобные экологические проблемы также упоминаются в древних мусульманских
преданиях. В хадисе Абу Хурейры, переданном имамом Ахмадом в
"аль-Муснаде", сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Судный
Час не наступит до тех пор, пока не начнутся проливные дожди, от которых люди
не могут укрыться в глиняных домах». В преданиях также отмечается, что эти
изменения климата будут носить глобальный характер. В хадисе Анаса ибн Малика,
переданном Ахмадом, Абу Йалой и аль-Баззаром,
сообщается, что Пророк Ислама сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока
не начнутся повсеместные дожди, из-за которых на земле исчезнет
растительность». И хотя мировое сообщество уже успело столкнуться с первыми
предпосылками глобального продовольственного кризиса в 1996 году, когда
зернохранилища по всему миру содержали запасы пшеницы, риса, кукурузы и других
зерновых всего на сорок девять дней, мы не можем сказать, что грозное
пророческое предсказание, упомянутое в последнем хадисе, уже сбылось.
Однако, если принять во внимание то, что в различных точках земного шара
годовые нормы осадков время от времени выпадают за день, что уровень Мирового
океана постоянно повышается, а на высоте около 1500 метров над уровнем
моря в Альпах зимой не остается лежать снег, то можно не без основания
предположить, что многие прибрежные города в недалеком будущем могут
превратиться в "венеции". А если учесть то, с каким усердием
развивающиеся страны жертвуют своими высокопродуктивными почвами, отводя их под
строительство заводов, жилых массивов и автострад, то можно сказать, что
человечеству действительно угрожает глобальный продовольственный кризис. С
1960-х годов Япония, Южная Корея и Тайвань пожертвовали 40 процентами посевных
площадей зерновых культур. В Индонезии только на одном острове Ява уничтожено 20000 гектаров
пахотных земель – площадь, способная прокормить 360000 ее жителей. Не отставать
от них стремятся и другие развивающиеся страны. А в это время засуха, засоление
и загрязнение воздуха продолжают губительно сказываться на плодородности
оставшихся пахотных земель. И что после всего сказанного может помешать нам
предположить, что в середине этого столетия упомянутое нами пророчество не
окажется уже сбывшимся?
Глобальное загрязнение окружающей среды также является одной из проблем, перед
которыми человечество поставила научно-техническая революция. Безусловно, фраза
"загрязнение окружающей среды" не совсем точно отражает суть
проблемы, поскольку "загрязнение" может не иметь каких-либо
последствий, если экосистема остается устойчивой и излечивает сама себя. Однако
сегодня мы становимся свидетелями изменения экосистемы, которое выражается в
повышении уровня воды, солнечной радиации и даже появлении интродукционных
организмов, таких как кролики в Австралии. Еще одним результатом глобального
загрязнения является появление уродст и прочих врожденных заболеваний.
Упоминания об этом также можно найти в мусульманских священных текстах. В
хадисе, переданном Ибн Маджой в "ас-Сунане",
сообщается, что Сахль ибн Саад рассказывал, что Пророк Мухаммад сказал: «Перед
наступлением Конца света участятся провалы, падения и уродства». Его спросили:
«О Посланник Аллаха! Когда же все это произойдет?» Он ответил: «Когда будет
много музыкальных инструментов и певиц, и люди сочтут дозволенным употребление
вина».
Врачам уже не приходится удивляться появлению на свет уродов и детей с
врожденными заболеваниями, но несмотря на это число городов-кошмаров, которыми
пугают читателей со страниц газет и журналов, постоянно растет. В качестве
примера достаточно привести Нью-Дели, улицы которого днем превращаются в
дымовые туннели шириной в три и высотой в сотню метров. Город, который еще в
1970-е годы сравнивали с садом, сегодня назван одним из министров страны
«экологической черной дырой Азии», которая «совершенно непригодна для
проживания». И поскольку загрязнители являются антропогенным компонентом
абиотической среды экосистемы и приводят к ее изменению, то и противодействие
этому изменению тоже должно исходить из целенаправленной деятельности человека.
А это значит, что человек должен взять на себя часть гомеостатической функции
экосистемы, чтобы компенсировать свое воздействие на природу.
Однако в мусульманских преданиях можно встретить указания не только на
социально-природные проблемы. Важное место в них отводится всестороннему
распространению интерсоциальных проблем. Одной из них являются частые войны,
которые в XX веке, несмотря на локальность самих военных действий, стали
приобретать глобальный характер, затрагивая интересы всего мирового сообщества.
В хадисе Абу Мусы аль-Ашари, переданном имамом Ахмадом в
"аль-Муснаде" и Ибн Маджой в "ас-Сунане",
сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Перед наступлением Судного дня
наступит хардж». Его спросили: «А что такое хардж?» Он сказал: «Убийства».
Затем он разъяснил людям характер этих убийств и сказал: «Это не будут сражения
с многобожниками. Вы будете убивать друг друга». Люди спросили: «И мы будем в
здравом рассудке?» Он ответил: «Большая часть людей того времени будет лишена
рассудка, и останется он только у некоторых. Очень многие будут считать, что
они правы, хотя в действительности они будут далеки от истины».
В другом хадисе, переданном имамом Муслимом в
"ас-Сахихе", сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что
Пророк Ислама сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа! Конец
света не наступит до тех пор, пока не придут времена, когда убийца не будет
знать, зачем он совершил убийство, а убитый не будет знать, зачем он был убит».
Его спросили: «Как же это произойдет?» Он сказал: «Это будут такие убийства,
когда как убийца, так и убитый окажутся в аду».
Статистика военных столкновений в современном обществе является совсем не
утешающей. В одном только 1995 году люди могли наблюдать за пятьюдесятью
вооруженными конфликтами на разных континентах. Подобные факты не оставляют
сомнений в глобальности этой проблемы, которая усугубляется растущим влиянием
воинствующего национализма и регионального шовинизма во многих странах.
В древних мусульманских текстах содержатся указания и на другие глобальные
процессы, происходящие в современном обществе. Одни из них являются
объективными достижениями человечества, а другие представляют собой проблемы,
решить которые мировому сообществу предстоит в этом столетии.
Социально-природные процессы происходили в мире во все времена, и Пророк
Мухаммад лишь предупредил своих последователей о том, что в будущем эти
процессы будут носить глобальный характер и будут влиять даже на экологическое
здоровье окружающей среды. Вот почему Коран и Сунна призывают задуматься над
целостностью и единством планеты и населяющих ее живых существ и обращают
внимание на фундаментальные принципы человеческого бытия, подчеркивая
ответственность человека за все происходящее на земле.