Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку
Мухаммаду, его пречистому роду и верным сподвижникам, а также тем, кто возлюбил
их ради Аллаха и следует их путём!
Земной мир полон добра и зла, радости и горя, веры и неверия. Эти
противоположности тесно соприкасаются друг с другом, воплощая в жизнь
удивительный замысел Аллаха. Человек приходит в этот мир на короткий срок и
покидает его, не забирая с собой ничего, кроме собственных деяний. Богатство и
дети, высокое положение и слава — ничто из этого человек не может унести с
собой в могилу. Прожитая жизнь подобна предрассветному сну. Она пролетает
быстрее, чем облака, не оставляя человеку шанса вернуть вчерашний день. Если он
оглянется назад и задумается над своими деяниями, его сердце переполнится
беспокойством, разочарованием и унынием. Он не испытает радости от того, что
предавался мирским усладам и добивался успехов в молодости. Мучительное бремя
приближающегося конца погрузит его в тяжёлые раздумья. В таком состоянии
окажутся все, кроме тех, чьи сердца преисполнены веры в Аллаха и в последнюю
жизнь, кто живёт по закону Всевышнего и готовится к встрече с Ним.
Вера в воздаяние после смерти оказывает сильное влияние на личность и поведение
мусульманина. Мирские богатства не прельщают верующего, поскольку его широкая
душа не умещается в этом тесном пространстве. Она стремится к своему Создателю
и живёт надеждой на близость к Нему. Истинный верующий не привязан к земному
миру. Здесь он ощущает себя пленником. Грехи и несчастья, зло и притеснения
удручают его. Каждую чужую боль он воспринимает как свою собственную, и только
вера в наивысшую справедливость помогает ему жить дальше. И он живёт ради
своего Господа и Благодетеля, ради вечного блаженства в обители Божьей милости.
Ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир
ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, этот мир проклят и проклято
всё, что есть в нём, кроме поминания Аллаха, и того, что Он любит, и того, кто
обладает знаниями, и того, кто обучается им». Аль-Албани назвал хадис
хорошим.
Арабское слово «ла‘на» - «проклятие» означает «отдаление от милости Аллаха».
Мирские блага и удовольствия прокляты, потому что они отвлекают людей от
поклонения Творцу и многих добрых дел. Но означает ли это, что земные блага
вовсе не являются благами и не приносят человеку пользу? И нужно ли тратить
время на приобретение земных благ, если они прокляты Аллахом? Ответ на эти
вопросы имеет большое значение, поскольку от него во многом зависит жизненная
позиция верующего и могущество мусульманской уммы в целом.
Одни считают, что земные блага необходимы только для того, чтобы удовлетворять
минимальные потребности и исправно выполнять свой долг перед Аллахом. Они
опасаются искушения богатством. Проявляя терпение и довольствуясь малым, они
стремятся заслужить любовь Аллаха, о которой говорил Его Посланник. Ибн Маджа и
аль-Хаким передали со слов Сахла ибн Са‘да, что один из сподвижников спросил: «Посланник
Аллаха, укажи мне на поступок, из-за которого меня возлюбит Аллах и полюбят
люди». Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Довольствуйся малым
в этом мире, и Аллах возлюбит тебя. Откажись от того, что у людей, и они
возлюбят тебя». Аль-Албани назвал хадис достоверным.
Сторонники таких взглядов избрали надёжный путь, ведущий к милости и довольству
Аллаха. Но чтобы пройти им, недостаточно отказаться от роскоши и богатства.
Необходимо посвятить себя поклонению Всевышнему Господу, изучить и
распространять Его религию, бескорыстно служить людям. Это совсем не то, чем
занимаются некоторые мусульмане, не желающие много трудиться, а предпочитающие
часами сидеть в чайхане, предаваясь пустым разговорам и обсуждению слухов.
Умеренность в земных благах сама по себе не является добрым делом. Она помогает
верующему не отвлекаться от твёрдого следования прямым путём, закаляет его душу
и тело, помогает ему устоять перед соблазнами и сомнениями. Но если она
сопряжена с праздностью и бездельем, то это слабость и порок, вредящий и самому
человеку, и всему обществу.
Путь лишений и терпения облегчает верующему расчёт в день воскресения. Спрос с
бедных и слабых будет меньше, чем с тех, кто обладал богатством и властью. Но
вместе с тем бедняки не имеют возможности совершать многие добрые дела, которые
под силу только тем, кто богат. Они не могут помогать малоимущим семьям и
опекать сирот, строить мечети, больницы и школы, финансировать всевозможные
благотворительные проекты. Всё это особенно актуально в наше время, когда
соперничество между государствами перешло в экономическую плоскость, когда даже
военное могущество во многом определяется экономической мощью. А ведь Всевышний
Аллах в суре «аль-Анфал» сказал: «Приготовьте против них, сколько можете,
силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (аль-Анфал, 8:60).
Мусульманские общества не смогут стать полноправными участниками глобальных
процессов, пока не приобретут экономическую, финансовую и интеллектуальную
мощь. Поэтому вера учит нас изучать полезные науки, осваивать новые технологии,
развивать экономику своих стран и приумножать мощь нашей уммы ради прославления
имени Аллаха, сохранения мира и защиты интересов мусульман.
Ахмад, Муслим и Ибн Маджа передали со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха,
мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сильный верующий лучше и милее
Аллаху, чем слабый верующий, хотя в каждом из них есть благо. Будь упорным в
том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не
сдавайся».
Силён тот верующий, который обладает праведными познаниями и богобоязненностью,
не нуждается в помощи других людей, а сам оказывает всестороннюю поддержку
обиженным и нуждающимся. Такой верующий милее Аллаху, чем тот, кто слаб духом
или имеет ограниченные возможности. И это не противоречит упомянутым ранее
словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Довольствуйся малым в этом
мире, и Аллах возлюбит тебя».
Довольствоваться малым и быть аскетом не значит полностью отказываться от
земного мира и не иметь средств к существованию. Аскет может быть богатым и не
нуждаться ни в ком, кроме Аллаха. И если человек довольствуется малым и
жертвует свои средства на благие цели ради обретения Божьего довольства, то его
аскетизм лучше, чем лишения того, кто беден и нуждается. Он довольствуется
малым сознательно, имея возможность не делать этого, тогда как бедняк поступает
так вынужденно, не имея другого выбора.
Таким образом, второй путь спасения от проклятия земного мира — это путь
материальной обеспеченности и благодарности. Чтобы пройти им и заслужить
довольство Аллаха, недостаточно накопить большое состояние дозволенным
способом. Необходимо благодарить Господа за эти блага и расходовать их на
добрые дела, помогать нуждающимся и должникам, заботиться о сиротах и делать
пожертвования на распространение истины.
Из ранней истории ислама хорошо известно, какой большой вклад в укрепление
ислама внесли Абу Бакр, ‘Усман ибн ‘Аффан и другие обеспеченные сподвижники. В
хорошем хадисе, переданном Ахмадом, сообщается, что Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Ничьё богатство не принесло мне столько
пользы, сколько богатство Абу Бакра».
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что Посланник, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих:
человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днем, а его
сосед слышит его и говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было
даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он!» и человеку, которому Аллах
даровал богатство и который расходует его должным образом, а какой-нибудь
человек говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано
такому-то, и делал бы я то же, что делает он!»
Наши праведные предшественники прекрасно понимали, какую пользу приносит
богатство, расходуемое на благие цели. Они тоже остерегались искушения
богатством и земными прелестями, но стремление к великой милости и высоким
ступеням перед Аллахом вдохновляло их на усердный труд и щедрые пожертвования.
Абу Ну‘айм передал слова Са‘ида ибн ал-Мусаййаба: «Нет добра в том, кто не
желает собрать имущество дозволенным путём, чтобы избавить своё лицо от
обращения к людям, чтобы поддерживать родственные связи и отдавать должное из
своего имущества».
Это было частью религиозных убеждений ранних мусульман. Они приобретали
богатство и использовали его, чтобы лучше поклоняться Аллаху, совершать больше
добрых дел и укреплять ислам. Аль-Када‘и передал слова Мухаммада ибн
аль-Мункадира: «Богатство — прекрасная поддержка богобоязненности».
Видный богослов Суфйан ас-Саури еще во II веке по хиджре говорил: «В наше
время богатство — это оружие верующего». Комментируя эти слова, Ибн
аль-Каййим писал: «Пречистый Аллах сделал богатство причиной сохранения
телесного здоровья, а его в свою очередь сделал причиной сохранения души. Ею
человек познаёт Аллаха и верует в Него, признаёт правдивость Его посланников,
любит Его и обращается к Нему. Поэтому богатство — это причина благоустройства
этого мира и последней жизни. Оно порицается лишь тогда, когда приобретается
незаконным путём и расходуется недолжным образом, когда оно порабощает своего
владельца, овладевает его сердцем и отвлекает его от Аллаха и последней
обители».
Избрав путь материальной обеспеченности и благодарности, наши предшественники
превратили свои города и страны в центры мировой цивилизации. На них равнялись
все остальные народы, и на протяжении многих веков иноземцы приезжали к ним для
получения образования и приобщения к высокой культуре. В те века отношение к
созидательному труду прививалось мусульманам с раннего детства. Этому обучали
наряду с Кораном, письмом и нравственными нормами, ибо этому учил наш
Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Однажды его, мир ему и благословение
Аллаха, спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Тот, что человек заработал своими руками или
в результате добропорядочной сделки». Этот хадис передал аль-Баззар со слов
Рифа‘а ибн Рафи‘.
В другом хадисе сообщается, что старание ради приобретения мирских благ Пророк
Мухаммад приравнял к участию в джихаде. Однажды мимо него торопливо прошёл
человек с растрёпанными волосами, и сподвижники сказали: «Вот если бы он так
трудился на пути Аллаха». Услышав это, Пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Кто трудится, чтобы прокормить родителей, тот на пути
Аллаха, и кто трудится, чтобы прокормить детей, тот на пути Аллаха, и кто
трудится, чтобы обеспечить себя, тот на пути Аллаха». Об этом сообщил
аль-Байхаки со слов Абу Хурайры.
Таким образом, чтобы уберечься от вреда земного мира, мусульмане могут пойти
любым из двух путей: либо довольствоваться малым и проявлять терпение, либо
приобретать богатство и расходовать его так, как угодно Аллаху. Самое главное —
чтобы в обоих случаях мусульманин не замыкался на поклонении, которое приносит
пользу ему одному, и не забывал выполнять свои обязанности перед обществом. И
хотя богатые мусульмане имеют больше возможностей творить добро и помогать
окружающим, значимость тех, кто искренне посвящает себя поклонению Аллаху и
отказывается от богатства ни в коем случае нельзя занижать. Такие люди
заслуживают уважения, поддержки и доброго отношения уже потому, что ради их
молитв Аллах одаряет благами и оберегает от несчастий всех остальных. В
«Сахихе» ал-Бухари сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха,
сказал Са‘ду ибн Малику: «Разве не благодаря одним только слабым из вашей
среды вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?»
А в хадисе Абу ад-Дарды, переданном Ахмадом и Муслимом, сообщается, что Пророк,
мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Указывайте мне на слабых, потому
что вам оказывается помощь и даруются средства к существованию благодаря слабым
среди вас».