- Я хотел бы рассказать о том, что
происходит со мной уже давно. Сатана наущает меня, внушает мне различные
вопросы, заставляя сомневаться в божественной справедливости.
К примеру, почему Аллах одних делает богатыми, а других бедными? Подобные
вопросы приводят меня к колебаниям и замешательству. Дело дошло до того, что
я со временем перестал совершать молитву. Теперь, с одной стороны меня
постоянно мучает совесть, а с другой - не дают покоя наущения шайтана.
Какое Вы бы могли посоветовать средство для возвращения твердости и
уверенности и излечения от этих наущений.
Появление наущений и беспокойных мыслей случается с верующим, однако если он
обладает крепкой верой и убежденностью, то, с помощью Аллаха, быстро от этого
избавляется. К нему возвращаются ясное мышление, свет веры и спокойствие.
Идеи, посетившие данного молодого человека в виде наущений, основаны на двух
больших ошибках: его убежденности, что богатство - это единственное или самое
ценное на этом свете, и что божественная справедливость обязательно должна
сопровождаться равенством всех людей в имуществе и богатстве.
Надо знать, что материальное богатство не единственная ценность на земле:
сколько богачей лишено способности мыслить, лишено мудрости, лишено здоровья,
лишено семьи или детей. А если у них есть дети, то неправедные, а если есть
жена, то не благочестивая. Сколько обладателей миллионов мечтают питаться
так, как кушает бедняк, имеющий жалкие несколько дирхамов, однако врачи
строго запретили ему все жирное или все сладкое или что-либо другое, в то
время как у него сундуки набиты золотом и серебром.
Но что он будет делать с этими сундуками. Допустим, даже если он был бы
здоров, разве мог бы он кушать больше, чем вмещает его желудок.
.
Напротив, богатство является причиной, по которой им обладающий будет
подвергаться в Судный День более длительному отчету, а его ответственность
многократно увеличивается. «В День, когда не помогут ни богатство, ни
потомство, кроме того, кто явится с чистым сердцем» (Коран,
«Поэты»:88-89).
Передают со слов Надля бин Убайда аль-Аслами, что Посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «В День воскресения раб не
сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его, как он ее провел; о
знании, на что он его употребил; о деньгах, как он приобрел их и на что
потратил; и о теле его, как он его использовал» (Табарани с достоверным
иснадом от Муаза ибн Джабаля).
Поэтому обладание только лишь материальным капиталом не может быть вершиной
счастья. Человек владеет, помимо денег, большим количеством во много крат
более ценных вещей, однако его особенностью является устремление к скорой
выгоде. При этом он забывает о благах, которыми наделяет его Аллах.
Если человек попытался бы подсчитать все блага, которыми он наделен, то не
смог бы этого сделать: милость наличия зрения, во сколько вы ее оцените. Если
человеку предложить тысячу или даже миллион за лишение зрения, разве он
согласился бы на такой обмен.
А что сказать, если к этому прибавить слух, обоняние, вкус, чудесное строение
пальцев, зубов, а также внутренних органов, а способность мыслить и
переводить свои размышления в словесную речь, вести себя определенным образом
и искусно выполнять работу. Если человек возьмется подсчитывать все блага,
которые расположены в одном только его теле, то они достигнут сотен
миллионов. Хотя в действительности эти блага сосчитать не является возможным.
«А если вы возьметесь сосчитать блага Аллаха, то никогда их не сочтете» (Коран,
«Ибрагим»:34).
Между тем, однобокий материальный взгляд приводит человека к ошибке и
открывает врата наущениям и сомнениям. Можно спросить самого задавшего вопрос
брата, разве в том мудрость, чтобы абсолютно уровнять всех? В том ли благо,
чтобы все люди были равными?
Клянусь Аллахом, нет, не в этом истинная мудрость. Поистине благо в различие,
которое есть испытание и экзамен на определение того, кто станет благодарить,
а кто останется неблагодарным, кто расстроится, а кто проявит терпение, кто
будет совершать благое, а кто откажется от этого.
Такова жизнь, которую создал Аллах, требующая усердия и противоборства. Если
бы Аллах возжелал, Он создал бы человека, не нуждающимся в еде, питье и
имуществе. Однако, Он сотворил в нем инстинкты и потребности в еде, питье и
размножении, а также сделал нуждающимся в обществе, чтобы жить в нем, и
создал другие потребности. Превелик Аллах, Который сотворил человека подобным
образом, ведь если бы все люди были одинаковы, то у жизни не было бы вкуса и
в такой жизни не было бы мудрости.
Ведь чтобы проявилось терпение, необходимо наличие того, что надо было бы
терпеть, а чтобы проявилось благочестие и альтруизм, необходимо, чтобы были
те, к кому это можно было бы проявлять. Очевидно, что эти благородные качества
не могут проявляться при отсутствии разности между людьми в многочисленных
благах.
Если бы все время был бы свет и день, то люди не смогли бы использовать
преимущества ночи, которая сделана покровом и чтобы люди находили успокоение
в ней. Необходимо, чтобы был как свет, так и темнота, как день, так и ночь.
Вторая ошибка, которую допустил наш брат - это его неправильные представления
о божественной мудрости и справедливости. Он представляет эти два понятия
своим ограниченным человеческими возможностями разумом.
Можем ли мы люди определить для Аллаха границы мудрости или может ли Его
мудрость проявляться так, как нам этого хочется: «А если бы истина
следовала за их страстями, то расстроились бы небеса и земля» (Корна,
«Верующие»:71). Каждый думает, что божественная мудрость должна
соответствовать его пониманию и его желаниям, а если бы это произошло в
реальности, разве сохранилась бы жизнь.
К примеру, юноша, входящий к невесте в первую брачную ночь, взывает: «О
Аллах, удлини эту ночь», в то время, как больной, просит о помощи,
восклицает: «О Господи, когда же наступит рассвет?».
Так кому же должен ответить Всевышний, в то время как Он не нуждается ни в
одном, ни в другом. Поистине, Он судит по мудрости, часть которой мы можем
познать, а часть которой скрыта от нашего знания.
.
Приведу такой рассказ в пример: «Рассказывают, что один человек сидел со
своим сыном под пальмой, и тот захотел поспорить с отцом. Сын говорит: «О мой
папа, посмотри на это неравенство, которое мы видим, где же мудрость, о которой
ты мне рассказывал? Ведь Аллах - Знающий Мудрый. Посмотри на это маленькое
растение, на котором растут арбузы, оно приносит очень большие плоды, хотя
вот эта пальма, несмотря на свою высоту, плодоносит маленькими плодами, между
ними нет равенства. Было бы правильным или логичным, чтобы финики были
размером с арбуз, в соответствии с размером пальмы, а арбузы были бы, как
финики в соответствии с размером арбузного куста». Отец ответил: «О сынок,
возможно у Аллаха есть в этом мудрость, которую мы не знаем».
Затем сын повернулся на спину, чтобы отдохнуть, а отец лег рядом с ним. И не
успел мальчик закрыть глаза, как с самой вершины пальмы на него свалился
финик, угодив прямо ему в лицо и причинив сильную боль. Мальчик сильно
вскрикнул. Отец спросил его: «Что с тобой». «Финик с самой вершины дерева
упал мне на голову», - ответил он. Тогда отец сказал: «О сынок, восхваляй
Аллаха, что это не был арбуз».
Данный пример поясняет мудрость Аллаха. Поистине, человек слаб и немощен,
неспособен понять эту глубину и полностью ее уяснить. Остается ему только
лишь произнести то, что сказали ангелы: «Пресвят Ты, поистине, нет у нас
знания, кроме того, чему Ты нас научил, поистине Ты - Знающий Мудрый»
(Коран, «Корова»:32), или же сказать то, что произнесли «обладатели разума»,
которые «поминают Аллаха стоя, сидя и лежа на боках и размышляют о
создании небес и земли»: «О Господь наш воистину не создал Ты этого
понапрасну, убереги же нас от наказания Ада» (Коран, «Али Имран»:191).
Этому молодому человеку, которого постигли сомнения, из-за которых он
совершил определенные ошибки, надлежит просить у Аллаха прощения и каяться
перед Ним, а также обновить свою веру и углублять доверие Господу, вернуться
к молитве, а также подружиться с обладателями знания и веры. По своей милости,
Аллах примет от него его устремление и введет его в число праведников.
Шейх Юсуф Аль-Карадави, глава Международной ассоциации улемов
|