Можно ли считать «менее духовное» «Евангелие» от Марка
«Словом Божьим»?
Христианский миссионер:
Вся Библия, весь Новый Завет есть Слово Божье – святое, неповрежденное,
предназначенное для нашего спасения. Мы верим, что святые Евангелия
действительно принадлежат перу учеников Господа нашего Иисуса Христа, и их
текст дошел до нас таким, как написан по внушению Святого Духа. Поэтому
читайте Новый Завет, в нем есть всё для спасения, а Коран просто не нужен.
Мусульманин:
Не так давно была сделана удивительная находка – в Палестине обнаружена
рукопись послания учителя христианской церкви, епископа Климента
Александрийского некоему Феодору. В послании говорится, что евангелист Марк
написал свое «Евангелие» в двух частях: одну – «простым» верующим для
укрепления их в христианской вере, известную ныне как официальное
«Евангелие от Марка», а другую, хранившуюся за семью печатями в знаменитой
Александрийской библиотеке, – исключительно «продвинутым» (цитата св. Климента)
мистикам и служителям церкви, посвященным в особые таинства.
Печальные обстоятельства вынудили Климента поведать о тайном «Евангелии от
Марка»: еретик Карпократ сумел добраться до него и процитировать с
намеренным искажением, представив учеников Иисуса (мир ему) содомитами.
Пришлось Клименту процитировать подлинный текст тайного «Евангелия», чтобы
опровергнуть тяжкие для того времени обвинения.
В известной части «Евангелия от Марка» повествуется, как «один юноша,
завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили
его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (14: 51).
Этот текст давно занимал внимание исследователей: зачем этот юноша бродил в
таком одеянии? Собственно, и обвинения в содомии опирались на эти описания.
Первая цитата из тайной части «Евангелия от Марка», приведенная Климентом,
дает ответ на этот вопрос.
Во второй цитате говорится, что Иисус (мир ему) отказался принять сестру и
мать этого юноши. Данный текст приходится на главу 10, стих 46 официального
«Евангелия». В нем толкователи уже давно отмечали определенную странность: «Приходят
в Иерихон. И когда выходил он из Иерихона».
Как же так, только что пришли и уже уходят? Цитата из тайного «Евангелия»
очень удачно вписывается между этими двумя фразами.
Эксперты, исследовавшие послание Климента Феодору и приводимые в нем цитаты
из тайной части Евангелия от Марка, пришли к выводу, что, во-первых, само
послание Климента подлинное. Во-вторых, приводимые им цитаты из тайной
части «Евангелия» по особенностям речи и стилю полностью согласуются со
стилем известного официального христианского «Евангелия от Марка», а по
содержанию абсолютно логично дополняют официальный текст, делая его более
понятным. Это свидетельствует о том, что текст официального «Евангелия от
Марка» и его тайной части написаны одним автором.
Поскольку Климент лично объясняет причины утаивания Марком половины своего
«Евангелия» от верующих, мы предоставляем слово самому «святому учителю
церкви Христовой», сократив лишь несущественные для данной темы
морализаторские места.
________________________________________________________________________
Послание святого Климента Александрийского Феодору
О Тайном евангелии от Марка
Ты поступил правильно, запретив отвратительное учение карпократиан…
Теперь, что касается их постоянных рассуждений о боговдохновенном Евангелии
от Марка, то частью, это полная ложь, а если и есть элементы истины, то их
неверно передают.
А что касается Марка, то он во время пребывания Петра в Риме записал все
деяния Господни. Но, в действительности, он не возвестил всех деяний, и
не намекнул на тайные, но выбрал те, которые он счел самыми полезными для
роста новообращеных в вере.
А когда Петр мученически умер, Марк пошел в Александрию, взяв с собой
записи, свои и Петра. Из этих записей он перенес в свою первоначальную
книгу те части, которые способствовали росту познания.
Таким образом, он составил более духовное Евангелие для продвинувшихся к
совершенству. Но он не разгласил того, что не должно произноситься всуе,
и не записал иерофанического учения Господа, а только добавил к записанным
ранее деяниям другие. Также, он присоединил некоторые изречения, толкование
которых, он знал, возведет слушателей в святилище истины, за семь завес.
Вот так, в итоге, он подготовил все без зависти, как я полагаю, и спешки и
после смерти оставил свой труд церкви в Александрии, где он сейчас весьма
надежно хранится, доступный для чтения только тем, кого посвящают в великие
таинства [библиотека была сожжена в конце IV века – прим. авт.].
Но поскольку нечистые духи всегда умышляют погибель человеческому роду, они
подучили Карпократа, воспользовавшись хитрыми уловками, заманить в свои
сети одного пресвитера Александрийской церкви и выманить у того копию
Тайного Евангелия, которое Карпократ истолковал согласно своим плотским
богохульным представлениям и осквернил, смешав святые непорочные слова с
самой наглой ложью. Из этой смеси и произошло учение карпократиан.
Поэтому им, как я писал выше, ни в чем нельзя делать уступок, а когда они
предъявляют свои подделки, нельзя признавать, что Тайное евангелие
написано Марком. Но даже с клятвой это отрицать! Ибо не всякому
человеку можно сказать всякую истину.
Поэтому мудрость Божья возвестила через Соломона: “Отвечай глупцу по
глупости его”, показывая этим, что от тех, кто умственно слеп, свет истины
должен быть сокрыт. И вновь подтвердила: “будет взято у того, кто не
имеет”, и “пусть глупец блуждает во тьме”. А мы – дети света, озаренные
“свыше восходом солнца”, т.е. Духом Господним. А “где Дух Господень” –
сказала она, – “там свобода”, потому что “все чисто, для тех, кто чист”.
Поэтому тебе я не поколеблюсь ответить на заданные вопросы, чтобы
разоблачить подделки самими словами Евангелия.
Так, после «когда были они в пути, восходя в Иерусалим», и далее, до
«и после трех дней Он воскреснет», здесь говорится, слово в слово: «И
пришли они в Вифанию. И была там одна женщина, брат которой умер. И
подойдя, она пала ниц перед Иисусом, и говорит Ему: “Сын Давидов, помилуй
меня!”
Ученики же упрекали ее. И разгневавшись, Иисус ушел с ней в сад, где
находилась гробница. И немедленно раздался из гробницы громкий крик. И
подойдя, Иисус откатил камень от двери гробницы. И войдя, немедленно
протянул руку находившемуся там юноше и поднял его, держа его за руку.
Ученик же, взглянув на Него, возлюбил Его и начал умолять Его быть с Ним. И
выйдя из гробницы, они пришли в дом юноши, а он был богат. И спустя шесть
дней, Иисус сказал ему, что он должен сделать. И когда наступил вечер,
юноша пришел к Нему, в одной простыне [или погребальной плащанице],
накинутой на голое тело и остался с Ним в ту ночь, так как Иисус учил его
тайне Царства Божия. И встав, Он вернулся на другой берег».
После этих слов следует: «И подошли к Нему Иаков и Иоанн», и весь
последующий раздел. Но слов “голый с голым” и всего остального, о
чем ты писал, здесь нет. А после “и приходит в Иерихон”, добавлено
только: «И были там сестра юноши, которого возлюбил Иисус, и мать его, и
Саломия. Но Иисус не принял их».
________________________________________________________________________
Христианский миссионер:
Ну, и что? Святой Дух открыл Марку, что публиковать, а что нет. Святой Дух
– ипостась Бога! Поэтому Бог так повелел, чтобы были две части Евангелия от
Марка.
Мусульманин:
Официальный канонизированный учитель церкви Климент Александрийский
является одним из разработчиков учения о том, что у христиан должны быть
свои мистерии (таинства) и посвящение в таинства. В своем послании Климент
разделяет верующих на два класса: простых верующих и особо посвященных в
тайны религии, по его словам, «продвинутых к совершенству».
Истинная религия оказывается доступной не для всех, кто к этому
стремится, а только для особо посвященных. Тем самым, особо посвященные
в таинства лица, священнослужители, становятся во главе земной иерархии,
так как считается, что только они знают Слово Божье во всей полноте и
потому только они могут его толковать и разъяснять непосвященным для
претворения в жизнь.
Священники делает себя необходимыми посредниками между Богом и остальными
людьми, так что без их посредничества человек вообще не может обращаться к
Богу, а Всезнающий и Всемогущий Бог как бы и ничего не может сделать для
человека. Эти посредники присваивают себе часть полномочий Творца!
Климент утверждает, что евангелист Марк записал для себя всё, что рассказал
ему апостол Петр, однако по собственному усмотрению выбрал для
публикации только некоторую часть, которая и является официальным
«Евангелием» его имени. Затем по такому же усмотрению он дополнил этот
текст еще некоторыми, но далеко не всеми, описаниями, предназначенными уже
только для «продвинутых к совершенству». От непосвященных этот текст должен
был быть надежно скрыт.
Из этого следует, что даже не апостол Петр, ученик Иисуса (мир ему), а
только ученик Петра Марк после смерти своего учителя самопроизвольно решал,
что публиковать из сведений об Иисусе (мир ему), а что нет. Христианский
святой, учитель церкви в III веке свидетельствует, что даже в тайное,
«более духовное» «Евангелие», Марк включил также далеко не все, что было
известно ему от Петра! А ведь и Петр не был пророком, он, вероятно, был
лишь учеником пророка (мир ему), записывавшим за ним его изречения!
Можно ли вести речь тогда о том, что «менее духовное», т.е. официальное
«Евангелие», есть Слово Божие, если оно не является даже достоверным
свидетельством Марка об Иисусе (мир ему)? Можно ли в таком случае вообще
говорить о послании Всемогущего Творца Своим творениям? Или Бог настолько
не милосерд, что передает Свою всемогущую волю таким образом, что от нее
остаются только поучения «продвинутых» служителей церкви «духовно слепым»
прихожанам?
Мусульмане верят, что Слово Бога ниспосылается всем людям, ибо Бог
Справедлив и Милостив, и Его законы предназначены для всех. Конечно, те,
кто стремятся к познанию, достигают больших ступеней совершенства, однако
такие люди не образуют собой некоей касты или сословия, доступ в который
другим заказан.
Разница между уровнями познания не означает заведомого ограничения на
познание Слова Бога из-за принадлежности к той или иной общественной
корпорации, клану, сословию и т. п. Поэтому и Слово Бога
ниспосылается всем, но каждый разумеет его в меру своего благочестия и
усердия на прямом пути Всевышнего.
|