Среди тех, кто воспринял учение
последнего Пророка (да благословит его Господь и приветствует) и влился в
единую и великую исламскую цивилизацию, было множество представителей
христианского мира. Они признали в Мухаммаде (да благословит его Господь и
приветствует) истинного Посланника Божьего и последовали за ним, за что,
согласно аятам Священного Корана, получат, если на то будет воля Божья,
двойное вознаграждение.
Несториане
Первыми, кто соприкоснулся с учением Корана за пределами Аравийского
полуострова, были иракцы – семитские племена, родственные арабам и говорившие
на диалектах арамейского языка. Религия, которую они исповедовали, язык
общения, историческое развитие и менталитет резко отделяло их от собственно
арабов Аравии.
Дело в том, что большинство жителей нижней части Месопотамии, которая была
чуть меньше современного Ирака и являлась вассалом Персидской империи, были
не просто христианами византийской имперской традиции. Они придерживались не
тех догматов веры, которых держатся большинство современных христиан, а
отличались в главном - в отношении к Иисусу (мир ему).
Их называли несториане. Они считали Иисуса (мир ему) человеком (а не
«богочеловеком», как в имперской церкви). Таким образом, они превозносили
человеческую природу Иисуса (мир ему), на основании чего отказались
признавать Марию как богородицу, считая ее лишь матерью человека. Один из
церковных соборов в 431 г. обвинил их в ереси, и они, спасаясь от
преследований (так же, как и многие другие группы христиан), бежали в
различные страны, в т.ч. и в Ирак, где проповедовали среди местных семитских
племен, которые, в свою очередь, общались и с родственными аравийцами.
Как известно, мусульмане также верят в Иисуса (мир ему) как в пророка и
посланника от Бога, верят в его чудотворное рождение без отца, верят в
совершенные им именем Божьим чудеса. Отрицается лишь то, что он был Богом или
«сыном Божьим» в прямом смысле этого слова. Вера мусульман и христиан
сходится даже в том, что Иисус (мир ему) вернется перед концом света, чтобы
спасти человечество от величайшего зла, которое воцарится практически по
всему миру. Иисуса (мир ему) называют Спасителем (Мессией) и Помазанником
Божьим, что в переводе на греческий звучит как «Христос», а на
арабский – «Аль-Масих». Разве это не является поводом для прекращения
раздоров, столь любимых врагами Христа (мир ему)?
Когда началась война между исламским государством и Персидской империей,
многие местные жители поддержали именно мусульман по причине родства (и те, и
другие были семитами), тем более что персы рассматривались ими как чужеродные
властители, с которыми они враждовали. Как известно, войну начали отнюдь не
мусульмане, а Сасаниды, что выразилось в убийстве хосроем – царем Персии –
посла от мусульман. Это всегда рассматривалось как объявление войны. Также
явной демонстрацией агрессивных намерений была отправка из Йемена
подконтрольных хосрою людей для ареста Пророка (да благословит его Господь и
приветствует).
После вхождения персидских земель в состав Халифата ее жителей не стали
насильно обращать в Ислам, предоставив им право исповедовать свою религию.
Через какое-то время среди местных жителей мусульмане составляли уже
большинство, и их число постоянно увеличивалось. Таким образом, можно
выделить несколько причин быстрого включения данных народов в мир Ислама:
этническая близость, хорошее обращение со стороны более сильных, общий враг
(из-за чего мусульман считали освободителями, а не завоевателями), плюс,
конечно, проповедь.
Как только правитель мусульман (из числа поздних поколений) начинал править
справедливо, число новообратившихся в Ислам народов многократно возрастало
(примером чему служит правление Умара II) и наоборот. То же относится и к
ученым-богословам: чем справедливее и умереннее был факих, как Абу Ханифа в
его взаимоотношениях с иракцами-христианами и персами-зороастрийцами, тем
сильнее распространялись его идеи среди простого народа из числа немусульман.
Но все же главной причиной следует считать близость религиозных воззрений,
т.к. и Ислам, и Несторианство были близки в своих воззрениях по отношению к
Иисусу (мир ему) - всеми он почитался как пророк, но в то же время как
человек, которого Всевышний Господь сотворил без отца и сделал его Своим
Посланником, даровав ему Евангелие, а также Спасителем (по-арабски «Аль-Масих»,
по-гречески «Христос»), который вернется на землю перед концом света.
Монофизиты
Следует сказать и несколько слов о монофизитах - христианах, видевших
в Иисусе (мир ему) лишь божественную природу, но, также как и несториане,
притеснявшихся официальной церковью. Они проживали во многих государствах
региона: в Сирии, Палестине, Египте, Эфиопии и др. Среди них были и
собственно арабы, и представители других семитских племен, в частности,
копты.
Почему же они тоже стали союзниками мусульман, ведь их воззрения об Иисусе
(мир ему) явно противоречили исламским? Опять, как и в предыдущем случае,
сыграло на руку то обстоятельство, что у них оказался общий враг, только
теперь уже другая империя - Византийская.
Господствующая в ней церковь постоянно пыталась примирить монофизитов со
своими доктринами, однако, несмотря на жестокие преследования (и это факт),
цель не была достигнута. В свою очередь, такое давление лишь усиливало
возмущение народа (семитов) против – де-факто чужаков – греков. Мусульмане
же, столкнувшись с Византией, вновь стали рассматриваться как освободители –
теперь уже от господства греков.
Напомним, что византийцы первыми начали военные действия, когда их наместник
в Сирии казнил посла Пророка (да благословит его Господь и приветствует), что
было равносильно объявлению войны, в результате чего произошла битва при
Муте. И хотя сам император Ираклий отнесся к посланию уважительно, его
дальнейшие действия были враждебными, ведь армия, двигавшаяся в сторону
Табука с целью захвата Медины, была византийской.
Возможность исповедовать свою религию, близость языков, способствовали
признанию монофизитами объединения их территорий с исламским государством.
Это было на первом этапе. А обращение в Ислам проходило позже и более
медленными темпами, чем в Ираке, что естественно.
Причины же оставались прежними: более или менее, но справедливое обращение со
стороны мусульман; грамотная и доходчивая проповедь. Были, конечно, и другие,
скажем так, материальные причины - возможность выдвинуться вперед, сделать
карьеру.
Но они никак не могли сказаться на количественных показателях, и это
очевидно. Ведь в Халифате были возможности и у христиан, и у иудеев
добиваться успеха в самых разных сферах, вплоть до занятия ведущих
государственных постов. Об этом говорят многие исторические факты.
Нельзя не вспомнить и то, что наместники (кроме сирийского) и элита отнеслись
к вести о новом Пророке (да благословит его Господь и приветствует) серьезно
и вдумчиво («мы знали, что Пророк будет послан, но не думали, что к вам» -
говорили они). Возможно, что для многих христиан именно это обстоятельство
(даже, несмотря на иное отношение к личности Иисуса - мир ему) сыграло
главенствующую роль в деле принятия исламского мировоззрения.
Тем более, что при серьезном и вдумчивом анализе Библии, да и простых
разумных размышлений, становится ясно, что разум более готов принять не
«обожествленного» то ли «сына», то ли «бога», а «Сына человеческого»,
как об этом и сообщено в самом библейском тексте. Ведь когда священники,
обращаясь к своим духовным чадам, говорят им: «Сын мой» или «Дочь моя», разве
они имеют в виду свое физическое отцовство? Очевидно, что в данном случае
говорится о духовной связи.
Так почему же практически такую же фразу, но по отношению к Иисусу (мир ему и
благословение Всевышнего), понимают совершенно иным образом? Понимают так,
как это было еще в эпоху господства эллинской мифологии, согласно
представлениям которой, Зевс мог спуститься к женщине, после чего от них
рождались полубоги.
Если выражение «Сын божий» понимать в физическом смысле этого слова, то тогда
получается, что таковыми были и те, кто упоминается в следующем стихе Библии:
«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда
сыны Божии увидели дочерей человеческих…» (Бытие, 6:1-2).
Заключение
В Священном Коране говорится по этому поводу: «О люди Писания! Не
проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите о Боге только правду.
Мессия Иисус, сын Марии, является посланником Бога, Его Словом, которое Он
послал Марии, и духом от Него…» (сура 4:171). Смириться перед Богом,
принять Его волю – по-арабски звучит как асляма, а тот, кто смирился – муслим.
Именно поэтому мы говорим, что все пророки и посланники (мир им), включая и
Авраама, и Моисея, и Иисуса были муслимами, т.е. мусульманами (в русской
транскрипции), потому что они смиренно выполняли повеления Божьи.
Стали мусульманами и многие их приверженцы, поскольку следовали их традиции
Единобожия и смирения Божьей воле. Именно из этого числа вышли современные
иракцы, сирийцы, иорданцы, ливанцы, палестинцы и египтяне.
Неужели все они являются потомками «трусов и карьеристов», как это хотят нам
представить недруги Ислама по всему миру? Неужели такое огромное количество
людей пришли к Корану из-за страха или из-за денег? Есть такая поговорка –
«Каждый видит в меру своей испорченности», так давайте, исправим в себе эти
недостатки и взглянем на мир Ислама по-новому – с открытыми глазами и способным
к восприятию сердцем.
Господь Всемогущий сказал: «…Милость Моя объемлет всякую вещь. Я предпишу
ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в
Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать
и писать) пророком, запись о котором они найдут в Торе и Евангелии. Он
повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное,
объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и
оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и
последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют»
(сура 7:156-157).
Марат Хайретдинов, по материалам книги «Все дороги ведут в Ислам»
|